+7 (3452) 56-42-60   
oc-proflider@mail.ru  
г. Тюмень
курс повышения квалификации

Обеспечение антитеррористической, пожарной и трудовой безопасности в общеобразовательной организации

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
МОДУЛЬ 1: Обеспечение антитеррористической и противокриминальной защищенности общеобразовательной организации
Терроризм - угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели, мотивы и способы осуществления
Понятие «терроризм» произошло от латинского слова «terror» - страх, ужас.

История показывает, что насилие, вызывающее тревогу, страх и состояние беспомощности среди населения, к сожалению, является неотъемлемым атрибутом общественной жизни. Формы проявления его чрезвычайно разнообразны: от угроз и принуждения до уничтожения людей. Страх перед насилием является мощным средством, которым нередко пользуются не только отдельные личности, но и группировки, партии, народы и даже государства в целом.

Скачать полную лекцию можно ПО ССЫЛКЕ
В российских школах повторяются случаи, когда преступники стреляют, применяют холодное оружие, используют взрывчатые вещества.

В новостях периодически возникают сюжеты про нападения как террористов, так и детей на образовательные организации с применением оружия. Что этому способствует - причина не ясна, но нужно знать про безопасность, обеспечить ее для всей школы и находящихся в ней детей и взрослых. Последствия могут быть очень страшными!

Ниже представлены краткие новости нападений на образовательные организации за последние 10 лет. Подобные примеры доказывают: директору важно хорошо разбираться в антитеррористической безопасности и исполнять все требования законодательства. Трагедий можно избежать, если принять все необходимые меры и научить сотрудников, учеников и родителей быть бдительными, верно действовать в экстренной ситуации. Только так вы сможете защитить жизнь и здоровье людей.
Случаи вооруженных нападений на детские учебные заведения в России
7 декабря 2023 года восьмиклассница устроила стрельбу в гимназии № 5 Бежицкого района Брянска. Нападавшая стреляла из ружья «Бекас-3», она принесла его в школу в тубусе, сообщил депутат, бывший советник директора Росгвардии Александр Хинштейн. От выстрелов пострадали пять человек, у двоих ранения легкой степени тяжести, у троих — средней, сообщил губернатор Брянской области Александр Богомаз. Одна ученица умерла, сообщили в УМВД по Брянской области. Сама девушка, открывшая стрельбу, покончила с собой. Следователи возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 105 УК (убийство двух и более лиц)

11 сентября 2023 года в ростовском хуторе Красный Десант подросток с ножом при попытке зайти в школу ранил четверых взрослых. По информации губернатора Ростовской области Василия Голубева, нападавшим "оказался ученик 9 класса этой же школы, он страдает психическим заболеванием". В результате ЧП никто из детей не пострадал. Состояние получивших ранения – легкой степени тяжести, им оказывается медицинская помощь.

26 сентября 2022 года в ижевскую школу № 88 ворвался вооруженный мужчина и открыл стрельбу. Нападавший оказался бывшим выпускником 1988 года рождения, он был вооружен двумя переделанными под боевые патроны травматическими пистолетами. Он убил охранника и начал стрелять по всем, кого видел. Погибли 17 человек, 11 из них – дети. Ранения получили больше 20 человек. Нападавший покончил с собой.

26 апреля 2022 года в рабочем поселке Вешкайма Ульяновской области в результате нападения взрослого мужчины на детский сад "Рябинка" были застрелены нянечка и двое детей 2016 и 2018 годов рождения. Еще одна женщина была ранена. Нападавший покончил жизнь самоубийством.

28 марта 2022 года в Красноярске 19-летняя Полина Дворкина проникла в детский сад №31 во время тихого часа под предлогом забрать ребенка. В группе ее встретили три воспитателя и попросили выйти в раздевалку, заметив под пальто ружье. Во время попытки отнять оружие произошел выстрел в сторону стены, девушка была задержана до приезда полиции. На допросе она рассказала о намерении убить мальчиков в детсаду. По данным следствия, Дворкина пришла в детсад после ссоры с отцом, в ходе которой она его застрелила из ружья. В январе 2023 года Железнодорожный районный суд Красноярска приговорил к 2 и 2,5 годам колонии главу и сотрудницу охранного предприятия, отвечавшего за безопасность этого детского сада. В июле 2023 года Красноярский краевой суд приговорил Дворкину к 17 годам колонии общего режима с ограничением свободы на два года, а также назначил принудительные меры медицинского характера.

11 мая 2021 года в Казани (Татарстан) 19-летний Ильназ Галявиев устроил взрыв и стрельбу в гимназии № 175, убив семерых детей и двух учителей, еще 24 человека пострадали. Галявиев был задержан. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по части 2 статьи 105 УК РФ ("Убийство двух и более лиц"). В соответствии с заключением комплексной психолого-психиатрической экспертизы Галявиев признан вменяемым и подлежащим уголовной ответственности. Окончательное обвинение Галявиеву было предъявлено по четырем статьям УК РФ, ему вменяются убийство двух и более лиц, в том числе малолетних, общеопасным способом, покушение на убийство, изготовление взрывного устройства, умышленное повреждение имущества. По версии следствия, он устроил массовое убийство в казанской гимназии, подражая представителям "одной из деструктивных интернет-субкультур". Верховный суд Татарстана 13 апреля 2023 года назначил Галявиеву наказание в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима со штрафом 200 тысяч рублей. Кроме того, суд частично удовлетворил требования потерпевших о компенсации морального вреда – на 22 миллиона рублей. В августе Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в Нижнем Новгороде оставил в силе пожизненный приговор Галявиеву.

26 февраля 2020 года в одной из школ Ульяновска 15-летний ученик школы нанес кухонным ножом проникающее ранение в область живота учительнице. Пострадавшую женщину прооперировали. Мальчик с места преступления скрылся, однако в этот же день был задержан. Проведенной в ходе следствия судебной психолого-психиатрической экспертизой у подростка было обнаружено хроническое психическое расстройство.

31 октября 2019 года в детском саду "Сказка" в Нарьян-Маре (Ненецкий автономный округ) находившийся в состоянии опьянения мужчина поднялся на второй этаж здания, вошел в группу и зарезал шестилетнего ребенка. Подозреваемого задержали на месте, против него было заведено уголовное дело об убийстве. Мужчина признал вину и заявил, что раскаивается. По его словам, в момент преступления им руководили "голоса". После трагедии со своих постов уволились глава департамента образования НАО Лина Гущина и заведующая детским садом "Сказка" Галина Овчинникова. 24 марта 2020 года суд Ненецкого округа постановил освободить от уголовной ответственности совершившего убийство Дениса Поздеева и направить его на принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа. 16 июля 2020 года охранника, впустившего убийцу, приговорили к 2,5 годам колонии.

Утром 28 мая 2019 года в школе №4 в поселке Большевик города Вольск 14-летний ученик бросил в класс, где были его одноклассники и учитель, бутылку с легковоспламеняющейся жидкостью, затем еще одну такую бутылку в коридоре, но она не загорелась. После этого он ударил 12-летнюю ученицу топором по голове и попытался скрыться. Подросток был арестован по обвинению в покушении на убийство. Вину на предварительном следствии он не признавал. Пострадавшей девочке был причинен тяжкий вред здоровью, а всего потерпевшими по делу признаны 21 человек. В августе 2020 года Вольский районный суд Саратовской области подростка приговорил к семи годам воспитательной колонии.

18 апреля 2018 года в общеобразовательной школе №1 города Стерлитамак в Башкирии 17-летний ученик коррекционного класса зашел в кабинет информатики, где шел урок у 9 класса, и ранил ученицу и преподавателя ножом. После этого он разлил горючее вещество и поджег. Затем подросток нанес себе ножевое ранение. Одна из учениц, испугавшись, попыталась выпрыгнуть из окна. Общая площадь возгорания составила порядка одного квадратного метра, школьника задержали, а затем госпитализировали. В результате ЧП пострадали четыре человека – трое учеников и преподаватель. Их доставили в больницу в состоянии средней тяжести. Эксперты установили, что у подростка в период подготовки и совершения нападения развилось временное психическое расстройство, он не осознавал опасность своих действий. Судом было принято решение о применении к подозреваемому подростку принудительных мер медицинского характера в виде принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь. В сентябре 2021 года подросток был выписан из стационара.

19 января 2018 года произошло нападение на учеников седьмого класса в школе в Улан-Удэ (Бурятия). По данным Следственного комитета, ученик девятого класса бросил в кабинет русского языка и литературы бутылку с зажигательной смесью, а затем напал на учеников и преподавателя. Пострадали семь человек, среди них сам нападавший. В декабре 2018 года Следственный комитет РФ сообщил, что напавшего на школу в Бурятии ученика направят на принудительное лечение.

15 января 2018 года в пермской школе №127 произошла поножовщина, в которой пострадали 10 человек, среди них – четвероклассники и учительница. Нападение организовали двое подростков – бывший ученик школы и действующий ученик 10 класса. Они получили соответственно 9 лет 8 месяцев лишения свободы и 7 лет колонии, в том числе принудительные меры медицинского характера. К двум годам ограничения свободы также была приговорена сотрудница ЧОП, дежурившая в пермской школе в день нападения.

5 сентября 2017 года в подмосковной Ивантеевке девятиклассник 2002 года рождения во время урока информатики напал на учителя с кухонным топориком. Подросток ударил женщину по голове, а затем стал взрывать в классе самодельные петарды и открыл стрельбу из пневматического оружия. В классе началась паника, и учащиеся, пытаясь спастись от нападавшего, стали выпрыгивать из окон. В результате инцидента пострадали четыре человека: учитель получила черепно-мозговую травму, а три ученика – переломы и ушибы. В феврале 2019 года нападавший был приговорен к семи годам трем месяцам воспитательной колонии.

3 февраля 2014 года старшеклассник пришел в свою школу № 263, расположенную на северо-востоке Москвы в Отрадном, с двумя винтовками. Мальчик захватил в качестве заложников учеников 10 "а" класса. Ученик застрелил учителя географии и одного из сотрудников полиции, которые приехали на вызов. Второго стража порядка мальчик ранил. Детей из класса удалось освободить, преступник был нейтрализован.
ТЕМА 1: ОРГАНИЗАЦИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ И ПРОТИВОКРИМИНАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ответственный за антитеррористическую безопасность: как назначить, что поручить и как обучить
Кого назначать ответственным

Для ответственного за антитеррористическую защищенность есть профессиональный стандарт «Специалист по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории)» (приказ Минтруда от 27.04.2023 № 374н).
Назначайте ответственным работника, который соответствует требованиям профстандарта, обладает навыками обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, а также опытом взаимодействия с территориальными органами безопасности. Это могут быть инспектор по ГО и ЧС или специалист по пожарной безопасности.
Количество ответственных в организации не регламентировали. Нужно выбрать минимум одного сотрудника. Руководитель ОО решает сам, сколько ответственных за антитеррористическую безопасность назначить.

Как назначить ответственного за антитеррористическую защищенность

Чтобы назначить ответственного сотрудника, издайте приказ о назначении ответственного за антитеррористическую безопасность. Утвержденной формы приказа нет, составьте его в произвольной форме. Пропишите в приказе:
– Ф.И.О. и должность ответственного работника;
– перечень функциональных обязанностей ответственного;
– права и ответственность сотрудника.

Что поручить ответственному

Задача ответственного – проводить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности. Также – взаимодействовать с территориальными отделами ФСБ, МВД и Росгвардии (подп. «а» п. 24 Требований, утв. постановлением Правительства № 1006).
Какие мероприятия поручить – директор может определить самостоятельно. Их нужно прописать в приказе о назначении ответственного или в отдельном документе. При этом стоит руководствоваться требованиями к антитеррористической защищенности и данными акта обследования школы.

Чему обучить ответственного

Ответственный обязан знать законодательные акты по антитеррористической защищенности, локальные акты по безопасности. Поэтому в первую очередь стоит ему поручить изучить эти документы. После – организовать подготовку ответственного.

Какие требования к квалификации ответственного есть в профстандарте

У ответственного должен быть один из двух вариантов образования.
1. Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий).
2. Среднее профессиональное образование (непрофильное) – программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Документы по антитеррористической защищенности
Запись со Всероссийской онлайн-сессии с полковником МЧС России Александром Лебедевым «Антитеррористическая защищённость образовательных организаций»
Фрагмент выступления о нормативных документах по антитеррористической защищенности
Далее расскажем, какие виды документов по безопасности нужны образовательной организации.
Предлагаем вам подборку документов (скачать) по антитеррористической защищенности.
Пошаговый алгоритм, чтобы установить пропускной и внутриобъектовый режимы
Шаг 1. Назначить ответственного за пропускной и внутриобъектовый режимы

Задача директора – назначить ответственных за пропускной и внутриобъектовой режимы. Для этого необходимо издать приказ и ознакомить с ним ответственных работников под подпись.

Ответственным за организацию и контроль соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов можно назначить любого работника школы. Например, заместителя директора по безопасности или начальника административно-хозяйственной части. Специальных требований к кандидатуре федеральное законодательство не устанавливает. Непосредственное выполнение пропускного и внутриобъектового режима директор должен возложить на тех, кто обеспечивает физическую защиту школы, – охранников или вахтера и сторожа.

Шаг 2. Регламентировать порядок пропуска и пребывания на территории школы

Порядок пропуска людей и транспорта, правила их пребывания на территории школы директору нужно изложить в локальном акте. Например, в Положении о пропускном и внутриобъектовом режимах. За основу можно взять примерную форму из ГОСТ Р 58485-2019. Уточните содержание примерного Положения с учетом специфики вашей школы.

Документ нужно утвердить и разместить в местах, которые доступны всем посетителям. Например, рядом с постом охраны и на информационном стенде у входа в школу.

Начало действия пропускного и внутриобъектового режимов директор должен прописать в приказе о введении режимов. Им же можно утвердить Положение.
Информацию о том, кто и при каких обстоятельствах вправе осматривать имущество, школа прописывает в договоре на оказание охранных услуг.

Шаг 3. Оповестить о введении пропускного и внутриобъектового режимов

Проинформировать посетителей об условиях внутриобъектового и пропускного режимов позволяет специальная табличка школы. Вывесить ее необходимо с внешней стороны забора около всех входов на территорию школы (ст. 12 Закона от 11.03.1992 № 2487-1). Объявления о пропускном режиме также стоит разместить на информационных стендах и официальном сайте.
Работников нужно ознакомить с приказом о введении режимов в действие. А классным руководителям поручить проинформировать родителей на собрании или в чатах, школьников – на классном часе.

Мы подготовили памятки о том, как соблюдать пропускной режим в школе. Рекомендуем раздать родителям, чтобы познакомить их с правилами.
Технические системы и инженерные средства: чем оснастить школу для защиты от террористов
Как организовать физическую охрану школы по последним требованиям
Безопасность информационных ресурсов. Чек-лист, памятка и тренажер. Как защитить служебную информацию ограниченного распространения
Как подготовиться к проверке антитеррористической защиты школы
Обучаем мерам антитеррористической защиты работников, учеников и родителей
ТЕМА 2: РАЗРАБОТКА ДОКУМЕНТОВ ПО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ответственный за антитеррористическую безопасность: как назначить, что поручить и как обучить
Документы по антитеррористической защищенности. Видеоинструкция, презентация и подборка документов
Пошаговый алгоритм, чтобы установить пропускной и внутриобъектовый режимы
Технические системы и инженерные средства: чем оснастить школу для защиты от террористов
Как организовать физическую охрану школы по последним требованиям
Безопасность информационных ресурсов. Чек-лист, памятка и тренажер
Практикум, чтобы подготовиться к проверке антитеррористической защиты школы
Как защитить служебную информацию ограниченного распространения
Обучаем мерам антитеррористической защиты работников, учеников и родителей
ТЕМА 2: Государственная антикоррупционная политика России в сфере образования
Государственная антикоррупционная политика России в сфере образования
Антикоррупционные механизмы управления образованием
Правовые основы противодействия и профилактики коррупции в образовательных организациях
Ответственность за несоблюдение предусмотренных ограничений и запретов
ТЕМА 3: Направления деятельности образовательной организации по предупреждению и противодействию коррупции
Создание системы мер противодействия коррупции в образовательной организации
Оценка коррупционных рисков, связанных с деятельностью образовательной организации
Создание в образовательной организации Комиссии по противодействию коррупции
Составление перечня коррупционно-опасных функций и должностей в образовательной организации
Составление Памятки об ограничениях, запретах и обязанностях работников, установленных в целях противодействия коррупции
Размещение информации о противодействии коррупции на официальном сайте образовательной организации
Деятельность образовательной организации по формированию антикоррупционного мировоззрения у учащихся
Отражение направлений воспитательной деятельности по формированию антикоррупционного мировоззрения у обучающихся в основой общеобразовательной программе образовательной организации
Сущность морали. Мораль и духовность
Структура морали
Функции морали
Парадокс моральной оценки
Нравственное воспитание
Нравственное поведение
Нравственный прогресс
ВИДЕОЛЕКЦИИ
Платные услуги в образовании: возможности, ограничения, обязательные требования. Привлечение пожертвований и средств родителей и спонсоров в образовательную организацию: правила и механизмы
Плановые и внеплановые проверки Роспотребнадзора в образовательных организациях
Типичные нарушения образовательных учреждений по итогам контрольно-надзорных проверок. Как подготовиться к встрече с проверяющим и проконтролировать законность его действий?
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ
Уважаемые слушатели курса!
Мы будем благодарны за оставленный Вами отзыв!
Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь с политикой в отношении обработки персональных данных
Made on
Tilda